[греч. Κύριλλος; лат. Cyrillus] († ок. 304), сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля), еп. (архиеп.) Гортинский. Мученичества К. на греч. (BHG, N 467-467b) и лат. (BHL, N 2069-2070) языках, в значительной степени различающиеся между собой, были опубликованы в 1721 г. болландистом И. Пинием. Позднее П. Франки де Кавальери осуществил критическое издание греч. текста на основе 2 рукописей: Vat. gr. 1667 (X в.) и Ath. Vatop. 84 (IX-X вв.). По мнению исследователя, данная греч. версия и синаксарные сказания о К. были созданы на основе утраченного оригинала, составленного в кон. IV в.
Греч. Мученичество имеет черты энкомия; в нем говорится, что имп. Максимиан по наущению диавола издал указ против христиан и приказал им отречься от веры и принести жертвы идолам. Правитель Агриан начал преследовать христиан. Незадолго до ареста епископу К. было странное видение: птица унесла часть его головы в горы. Проснувшись, К. понял, что ему предстоит пострадать за Христа. 9 июля епископа привели к правителю и пытались принудить к выполнению приказа императора, угрожая, что в противном случае он не только сам будет казнен, но и навредит своим родным. Однако К. оставался непреклонен. Тогда его приговорили к усекновению мечом. Палачи вложили в рот К. конские удила и повели за город к месту казни. Епископ был весьма преклонного возраста и не мог быстро идти, поэтому его посадили на повозку, запряженную волами. По дороге К. сподобился еще одного видения: ему была показана лестница, ведущая в Царство Небесное, ангелы, приветствующие его, и Сам Христос как Судия, раздающий уготованные святым награды. Прибыв в труднопроходимую местность Ракс, волы остановились, а с неба раздался голос: «Досюда». После казни К. был похоронен благочестивыми христианами (точный возраст священномученика и срок его епископства неизв.). В Раксе совершалось ежегодное празднование памяти К. (впосл. здесь также был погребен прп. Евмений, еп. Гортинский (пам. 18 сент.)).
Франки де Кавальери отметил, что в описанном указе императора против христиан просматриваются черты 4-го эдикта, изданного в 304 г. имп. Диоклетианом (284-305) и его соправителем Максимианом Галерием (293-311), и на основе этого, а также нек-рых др. наблюдений пришел к выводу, что греч. Мученичество не лишено исторической достоверности (Franchi de' Cavalieri. 1953. Р. 219-220).
Согласно лат. Мученичеству, К. был хорошо известен среди египтян. С юных лет он отличался добродетелью; в возрасте ок. 50 лет был избран епископом (при этом епископская кафедра не указывается) и многих обратил ко Христу. В 82 года К. был схвачен правителем Луцием, к-рый пытался принудить его совершить жертвоприношения языческим богам, а затем приговорил к сожжению заживо. Однако огонь не причинил епископу никакого вреда. Луций, пораженный чудом, прославил христ. Бога и отпустил К. После этого он продолжал проповедовать, многих наставлял в вере и крестил. Услышав об этом, Луций разгневался на епископа, и по его приказу К. отрубили голову. В нек-рых лат. рукописях (напр., Monac. 4554, 3-я четв. VIII в., а также в неизданной ркп. (BHL, N 2071) Paris. lat. 5306, XIV в.) говорится, что К. пострадал в Египте 9 июля, при имп. Деции и правителе Луции.
В «Истории царей» Генесия (2-я пол. X в.) рассказывается о Кирилле, еп. Гортинском, чудотворце, пострадавшем за Христа. Согласно данному источнику, на месте казни мученика долгое время была видна его кровь, не менявшая цвет, и истекало миро (Genesius. 1978. II 11). Нек-рые визант. хронисты (Псевдо-Симеон, Георгий Кедрин) X-XII вв. считали, что Кирилл пострадал в период завоевания Крита арабами (IX в.). Однако, поскольку память еп. Кирилла, претерпевшего мученическую кончину от мусульман, не встречается в греч. церковных календарях и служебных Минеях, а кроме того, о нем не упоминают др. византийские источники, вероятно, в сочинении Генесия речь идет о К.
В визант. синаксарях К. имеет неск. дней памяти и сведения о нем разнятся. В Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.) К. упоминается под 5 сент. и 14 июня. В кратком сказании под 5 сент. говорится, что он с юности вел благочестивый образ жизни и подвизался в добродетели. В 60 лет К. стал епископом Гортины и 25 лет окормлял паству. В правление императоров Диоклетиана и Максимиана К. был доставлен на суд к правителю Агриану; епископ смело исповедовал Христа и обращал к вере язычников. Тогда ему в рот вложили конские удила, посадили на повозку (согласно источнику, ему было 95 лет) и повезли на казнь. Когда процессия достигла местности, называемой Ракс, с неба раздался глас, и волы, впряженные в повозку, остановились. К. отрубили голову. В сказании под 14 июня говорится, что К. занял кафедру в 68 лет, был схвачен при имп. Максимиане и казнен правителем Агрианом.
В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) память К. содержится под 14 июня и 9 июля. Под 14 июня говорится, что К., названный епископом Крита (Гортина не упом.), пострадал в возрасте 95 лет при имп. Максимиане. Вместе с 2 слугами - Феофаном и Феохаристом он отправился в некий мон-рь, но по дороге был схвачен и заключен в темницу язычниками; он услышал божественный глас, повелевающий ему идти в Рим. После проповеди в Риме К. возвратился на Крит, где был схвачен правителем (не названным по имени) и приговорен к усекновению мечом (место казни не указано). В сказании под 9 июля К. также назван епископом Крита, далее приводится краткая заметка, основанная на лат. Мученичестве К.
В греч. служебной Минее (Vindob. Theol. gr. 300) XIII-XIV вв. память К. отмечена под 28 марта (SynCP. Col. 568).
В XI в. прп. Георгий Святогорец (Мтацминдели) перевел синаксарное сказание о К. (груз. კჳრილე, ვირილე) на груз. язык, нач.: ამან პირველთაგან სიწმიდით აღასრულა ცხორებაჲ თჳსი... (Он с самого начала свято проводил свою жизнь...), и под 14 июня поместил его в Великий Синаксарь, рукописи которого (все XI в.) хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в Иверском монастыре на Афоне (Ath. Iver. georg. 30), в Екатерины вмц. мон-ре на Синае (Sinait. iber. 4), в б-ке Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 254).
В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца и в «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрита сказание о К., в к-рое вошли сведения из греч. и лат. Мученичеств, содержится под 14 июня. В нем рассказывается, что К. был назначен епископом Гортины в 68 лет и окормлял паству в течение 25 лет. В 299 г., при императорах Диоклетиане и Максимиане, он был схвачен правителем Агрианом и за смелое исповедание Христа брошен в огонь. После того как епископ вышел из пламени невредимым, его отпустили на свободу, и К. обратил мн. язычников в христианство. За это его вновь схватили и в возрасте 93 лет казнили усекновением головы в месте Радзон (Раксон) (в рус. переработке «Нового Синаксариста» сказание о К. помещено под 6 сент.).
В Критской Православной Церкви день памяти К. отмечается дважды - 14 июня и 9 июля (Δίπτυχα. 2014. Σ. 909).
В Иеронимовом Мартирологе К., еп. Гортины, не упоминается, однако под 9 июля здесь обозначена память еп. Кирилла, «преданного огню» (MartHieron. P. 360).
По мнению И. Делеэ, речь идет о пострадавшем в Мёзии епископе и мученике, в краткую заметку о котором были ошибочно включены сведения из лат. Мученичества К. Т. о. произошло отождествление 2 Кириллов, поскольку оба они названы епископами и были казнены в преклонном возрасте (Delehaye. 1922. P. 61-62). Память Кирилла, еп. из Мёзии, в Иеронимовом Мартирологе повторяется несколько раз: то с указанием Аксиополя (ныне Чернаводэ, Румыния) и имен др. мучеников (под 26 апр. с мч. Киндеем; под 9 и 10 мая с Киндеем и Зеноном), то с указанием г. Томы (ныне Констанца, Румыния; под 9 июля, 1 авг.) (MartHieron. P. 210, 241, 243, 408). Возможно, он упоминается в Сирийском Мартирологе (411) под 10 марта с мч. Киндеем и под 12 мая с 6 др. мучениками, казненными в Аксиополе, чьи имена не обозначены (Un Martyrologe et douze ménologes syriaques / Éd. F. Nau. Turnhout, 1974. P. 16. (PO; T. 10, fasc. 1)). По сведениям Г. Атанасова, о почитании св. Кирилла в Мёзии свидетельствует надпись V-VI вв. на мраморной плите базилики, находившейся за городской стеной Аксиополя. Кроме того, вероятно, военная крепость «Св. Кирилла», о к-рой упоминает Прокопий Кесарийский (Procop. De aedificiis. IV. 7, 15), носила имя именно этого святого. Крепость, находившаяся в 30 км к востоку от Доростола (ныне Силистра, Болгария), была построена в нач. IV в., сожжена в сер. V в., восстановлена при имп. Юстиниане I (527-565) и окончательно разрушена в кон. VI в. При проведении археологических раскопок на месте нахождения крепости были обнаружены остатки раннехристианской базилики, где, возможно, хранились мощи св. Кирилла (Атанасов Г. 345 раннохристиянски светци-мъченици от Българските земли (I-IV вв.). София, 2011. С. 50-52).
Краткое сказание, составленное на основе лат. Мученичества К. с большими или меньшими подробностями приведено под 9 июля в западных Мартирологах IX в.- Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1155), Адона Вьеннского (Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 300) и Узуарда (MartUsuard // PL. 124. Col. 239). Как правило, в них говорится, что епископ К. (без указания кафедры) пострадал в Египте при имп. Деции и правителе Луции: сначала он был брошен в огонь, а затем обезглавлен. В заметке, вошедшей под 9 июля в состав Римского Мартиролога кард. Цезаря Барония (2-я пол. XVI в.), содержатся сведения о К. из греч. и лат. источников: К. назван епископом Гортины, он пострадал во время гонений Деция при правителе Луции, к-рый сначала приказал бросить святого в огонь, а затем обезглавить.
В слав. нестишных прологах сказания о К., несколько различающиеся между собой, первоначально помещались под 14 июня и 9 июля (см., напр.: РГБ. Рум. № 319. Л. 133 об., 145 об., нач. XIV в.). В сказании под 14 июня приводится рассказ из греч. Синаксаря (Vat. gr. 2046) XII-XIII вв. о путешествии К. в Рим с 2 слугами и сообщаются нек-рые детали: по дороге в Рим К. видел во сне в храме прп. Филиксина (Фелоксена), к-рый предрек ему епископство (согласно греч. сказанию, К. в то время уже был епископом Крита) и мученическую кончину. Из Рима К. отправился в Иерусалим, но по дороге ему явился муж в белых одеждах и велел идти на Крит. Там в возрасте 68 лет К. был поставлен епископом Гортины. Согласно данному сказанию, К. пострадал и был казнен правителем Агрианом в Раксе при имп. Максимиане. Сказание под 9 июля содержит краткие сведения из лат. Мученичества К.
В более поздних слав. Прологах память К. отмечается под 6 сент. (Пролог на сент.-февр. М., 1641. С. 65 об.- 66 об.) и приводится рассказ о путешествии К. и его слуг в Рим (согласно данной версии, К. стал епископом в 60 лет); под 14 июня (Пролог на июнь-авг. М., 16624. С. 64) обозначены императоры Диоклетиан и Максимиан; правитель, при к-ром пострадал К., назван Агрипином. Согласно данной версии, мученик был казнен в 90 лет в Раксе и занимал епископскую кафедру 25 лет (хотя стал епископом в 62 года). В слав. стишных Прологах (Петков. 2000. С. 240, 418) и в ВМЧ память К., посвященное ему двустишие и краткое сказание о нем содержатся под 6 и 10 сент. и 14 июня (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 15, 29, 226).
Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 17, 314, 336) 6 сент., 14 июня и 9 июля без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 278) и в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. № 159, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 5; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 49-51, 55-60) память К. помещена под 6 сент.; соединяются богослужебные последования Чуда архистратига Михаила в Хонех, К. и Октоиха; К. назначается канон (греч. оригинал сохр. в рукописях - см.: AHG. T. 1. P. 98-107), составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Κύριλλον ὑμνῶ, τὸν πρόεδρον Γορτύνης. ᾿Ιωσήφ (Кирилла пою, председателя Гортины. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, со 2-й песнью, ирмос: ̓Αισμα ἀναπέμψωμεν̇ ( ), нач.: Κόσμος ἱερέων γεγονὼς ( ), цикл стихир-подобнов и седален. В более поздних студийских Типиконах (Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в., Мессинский Типикон 1131 г.), а также в различных редакциях Иерусалимского устава и совр. богослужебных книгах память К. не празднуется. Тем не менее по рукописям известны также др. песнопения К.: 6 сент.- анонимный канон со 2-й песнью плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τῷ ὁδηγήσαντι πάλαι̇ ( ), нач.: Κεκοσμημένος τῇ αἴγλῃ (Украсившись сиянием); 9 июля - анонимный канон без акростиха 1-го гласа, ирмос: ᾿Ωιδὴν ἐπινίκιον̇ ( ), нач.: Τὴν Κρήτην ἐφώτισας (Крит просветил) (Ταμεῖον. Σ. 39, 240).
В иконописных подлинниках описание святого помещено под 6 сент. К. предлагалось писать как «святаго апостола», седым, «брада аки Иоанна Богослова», в святительском облачении, с Евангелием (Большаков. Подлинник иконописный. С. 27), хотя на минейных иконах его изображение встречается рядом со святыми, прославленными 9 июля,- святителями Панкратием Тавроменийским и Феодором Эдесским, как, напр., на годовой минее 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен). У В. Д. Фартусова сделан акцент на возрасте и этническом облике: «...старец греческого типа, 90 лет, с большой седою бородой, в фелони и омофоре» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 8).
Самым ранним сохранившимся изображением К. можно считать мозаику в сев.-вост. части купола ц. вмч. Георгия Победоносца в Фессалонике (3-я четв. V в.). П. Мийович предполагал, что это изображение свт. Кирилла Александрийского (Миjовић. Менолог. С. 172), но такой атрибуции не соответствуют ни упоминаемый в надписи на мозаике месяц почитания - июль, ни иконография святого - седые волосы, слегка курчавые на концах пряди недлинной седой бороды; святой облачен в темное одеяние, руки разведены в стороны в жесте моления (см.: Bakirtzis Ch. e. a. Mosaics of Thessaloniki: 4th-14th Сent. Athens, 2012. P. 92-97. Il. 55, 58). Полуфигура К. есть в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) рядом со святыми под 9 июля (Миjовић. Менолог. С. 283). Изображений К. довольно много в храмовых росписях XIII-XV вв. на Крите, как правило в алтаре в сонме др. святителей, почитавшихся на острове (см.: Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001. Р. 65, 73, 76, 108, 191).
Композиция со сценой казни К. встречается в Хронике Иоанна Скилицы, XII в. (Matrit. gr. 2. Fol. 20): царь отдает повеление воинам, воин усекает К. мечом. Святой изображен с темными волосами и недлинной бородой, он в багряной фелони, золотом прописаны поручи и епитрахиль.
В рус. лицевых подлинниках К. может быть изображен рядом со сщмч. Панкратием, еп. Тавроменийским, оба в фелонях и омофорах, как святители, с Евангелиями в руках (сер. XIX в., ГИМ, см.: Москва православная: Июль: Церк. история; история города в его святынях; благочестивые обычаи. М., 2000. С. 228).